Роль психологической службы в работе с трудновоспитуемыми детьми.
Роль психологической службы в работе с трудновоспитуемыми детьми.
В книге «Трудные школьники», вышедшей ещё в 1930 году, известный советский психолог и педагог П. П. Блонский, много сил отдавший изучению учащихся, так определил их «трудность»: «С объективной точки зрения трудный ученик такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения трудный ученик такой, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы». Автор книги «Типы трудных детей», вышедшей в том же, 1930 году, А. И. Граборов считал, что трудные дети – одно из неоформленных педагогических понятий. Для одних – это дети неуспевающие, слабоодарённые; для других – дети с установками, чуждыми школе, или дети с резко выраженной индивидуальностью, нередко граничащей между здоровьем и болезнью. Крупнейший советский психолог Л. С. Выготский одним из факторов трудности школьников в процессе обучения и воспитания считал трудности и аномалии переходного периода развития, или подросткового возраста. Не случайно почти все «трудные» - это подростки. Он считал, что период полового созревания как переходный от детского состояния к взрослому является наиболее критическим в истории развития человека. Среди «трудных» Блонский выделяет следующие основные типы, или группы: 1) неуспевающие; 2) дезорганизаторы; 3) ленивые; 4) единственные дети в семье; 5) психически недоразвитые дети. Другими словами, в основе выделения учащихся в группы находится ведущая причина, обусловившая трудность ученика. Доктор педагогических наук, директор школы для «трудных» детей, Э. Г. Костяшкин делит всех «трудных» на группы: 1) психоневротики; 2) педагогически запущенные; 3) имеющие недостатки в умственном развитии. Выделяют также следующие группы «трудных»: 1) положительно ориентированные, но неустойчивые; 2) старательные, но неразвитые дети, хронически отстающие от сверстников в учёбе; 3) пассивные, безынициативные, ленивые; 4) неорганизованные, несобранные, с неустойчивым вниманием, двигательно расторможенные; 5) недисциплинированные, непослушные, грубые, активные дезорганизаторы; 6) испорченные неправильным воспитанием, с трудным, неуживчивым характером; 7) импульсивные, с неустойчивым настроением, с труднопредсказуемым поведением, дисгармоничные. Основная сфера проявления аномальности «трудных» подростков – область учения и поведения. Некоторые авторы рассматривают трудности в обучении и воспитании с точки зрения адаптации или дезадаптации ребёнка к школе. Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Р. В. Овчарова выделяет следующие виды трудновоспитуемости: 1) социально-педагогическая запущенность; 2) отклоняющееся поведение. Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребёнка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребёнок: с одной стороны, он должен обладать социальной активностью, с другой – воспитательное окружение сдерживает его. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определённому уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной запущенности. Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребёнка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Её проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т. е. собственно педагогическую трудность ребёнка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности: отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приёмами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов. Причины возникновения педагогической запущенности. 1. Для дошкольника: малый круг общения, семейные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (игра). 2. Для младшего школьника: общение с педагогом, другие школьные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (обучение). 3. Для подростка: личностно-значимые факторы: средовая адаптация, самоутверждение в процессе общения, обучения, трудности в освоении основной ведущей деятельности (труд). Устранение педагогической запущенности. Общие методы: создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду, школе. Устранение эмоционально-психологических перегрузок. Специальные методы: организация успеха ребёнка в ведущей деятельности, руководство его поведением путём опоры на положительные качества, формирование его взаимоотношений со сверстниками. Профилактика педагогической запущенности. 1. Методика руководства общением: изменение положения ребёнка в группе сверстников. 2. Методика руководства поведением: формирование индивидуального опыта поведения. 3. Методика выравнивания возможностей ребёнка: преодоление недостатков развития. 4. Методика организации ведущей деятельности: формирование интереса, умений, навыков, развитие активности. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И. А.). известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, входящих в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой). Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. 1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. 2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. С. А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом: Социальные отклонения Корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную выгоду; Агрессивной ориентации: направленные против личности; Социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще. Если ситуации часто повторяются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования. Формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, деструктивно-компенсаторное или компенсаторно-иллюзорная форма поведения. Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются различные варианты социальной дезадаптации: Девиантное поведение
Дезадаптивное поведение: • Аффективное, • Депривированное, • Аутичное, • Суицидальное, • Аддиктивное В основе: Нарушения психического и личностного развития, Психическая депривация, Психологический дискомфорт Асоциальное поведение: • Агрессивное, • Делинквентное (противоправное), • Криминогенное (преступное) В основе: Нарушения социализации, Социально-педагогическая запущенность, Деформации регуляции поведения, Социальная дезадаптация, Десоциализация
Причины, обуславливающие отклонения в поведении детей и подростков: 1) социально-педагогическая запущенность; 2) глубокий психический дискомфорт; 3) отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития; 4) отсутствие условий для самовыражения; 5) безнадзорность. И. А. Невский и Л. С. Колесова провели экспертный опрос работников школ, в ходе которого их просили высказать своё мнение о внешних факторах риска отклоняющегося поведения детей и подростков: 1. Процессы, происходящие в обществе: • Несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений; • Безработица; • Отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми; • Кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы); • Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации; • Недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.); • Доступность табака, алкоголя, наркотиков. 2. Состояние семьи, её атмосфера: • Неполная семья; • Материальное положение семьи; • Низкий социально-культурный уровень родителей; • Отсутствие семейных традиций; • Стиль воспитания в семье; • Отрицание самоценности ребёнка; • Удовлетворение потребностей детей; • Злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др. • Попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ. 3. Выявление факторов риска, идущих от внутришкольной жизни: • несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания: плохая материальная обеспеченность школы, нехватка учителей-предметников и т. д. • Профессиональная несостоятельность части учителей, авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «учитель – ученик» и т. д. • Внедрение новых учебных программ, переоценка ценностных ориентиров; • Низкий уровень развития учебной мотивации детей, поступающих в школу. Перечисленные факторы риска носят внешний, объективный характер. Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребёнка оказывают влияние внутренние факторы риска. К ним относятся: • Ощущение собственной незначимости и ненужности; • Низкая самооценка; • Неуверенность в себе; • Недостаточный самоконтроль и самодисциплина; • Незнание или неприятие социальных норм и ценностей; • Неумение критически мыслить и принимать адекватные решения; • Неумение выражать свои чувства. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков требует их психологической иммунизации, т. е. обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе: 1) успешности учебной деятельности; 2) эмоционально положительной системы их взаимоотношений; 3) психологической защищённости. Проведение работы предполагает разработку методов выявления подростков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализированной помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьников различных возрастов, создание для них функционально целесообразной среды, обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития личности как ведущего условия и фактора эффективной пропедевтики отклонений в её развитии и поведении. Признаки нарушений поведения у подростков Скачать