А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».
Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса
Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, на которые требуется ответить «Да» или «Нет».
Определение уровня развития фонематического слуха Определение уровня словарного развития Уровень развития кратковременной памяти Уровень развития способности к умозаключениям
Общий кругозор Отношение к школе Умственное и речевое развитие Образные представления Анализ образца Одномоментное восприятие количества Мелкие движения Крупные движения
Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определёнными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению.
Цель: выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков. Разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 году. Источник: Овчарова Р. В. «Технологии практического психолога образования», Творческий центр «Сфера», Москва, 2000 г., с. 255. В целом опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений.
Диагностируемые показатели в таблице. Опросник Р. Кеттела (симптомокомплексы) ПДО А. Е. Личко (акцентуации характера) Тест М. Люшера (сочетание цветов) Источник: Овчарова Р. В. “Технологии практического психолога образования”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2000 г., с. 253