Описание диагностических процедур и оценка их выполнения
I. Общий кругозор (пункты 1 и 2 в протоколе): С начала обследования для установления контакта с ребенком проводится беседа, которая носит и диагностический характер. Она включает в себя 11 вопросов, из которых первые восемь направлены на выявление общего запаса знаний ребенка, а 9-11 вопросы выявляют отношение к школе: 1) Как тебя зовут? 2) Сколько тебе лет? 3) Как зовут твоих родителей? 4) Как называется город (село), где ты живешь? 5) Каких домашних животных ты знаешь? А диких? 6) В какое время года на деревьях появляются листья? 7) Что остается на земле после дождя? 8) Чем отличается день от ночи? 9) Хочешь ли ты идти в школу? 10) Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? 11) Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей? В протоколе рядом с номером вопроса плюсом отмечаем правильный ответ, а минусом – неправильный. 1. Ориентировка в окружающем, запас знаний: Ответы на вопросы 1-4 оцениваем по информации родителей, ставится «+», даже если ребенок ответил в уменьшительной форме. Ответ на вопрос пять считаем правильным, если названо не менее двух домашних и двух диких животных, и они не перепутаны. Ответ на вопрос шесть считается правильным, если ребенок ответил «весной», «когда закончится зима» и т.п. Седьмой ответ будет правильным, если ребенок сказал «лужи», «грязь» и т.д. Восьмой ответ засчитывается как правильный, если ответ типа «днем светло, солнце», «ночью темно», «днем работают, а ночью спят» и т.п. Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов: Высокий – 7-8 правильных ответов; Средний – 5-6 правильных ответов; Низкий – 4 и меньше правильных ответов. 2. Отношение к школе: Ответ на девятый вопрос считается правильным, если ребенок ответил положительно. 10-й ответ будет правильным, если ребенок говорит «занятия, уроки, новые знания», а неправильный, если называет «перемены, игры с детьми, новый портфель» и т.д. Правильный ответ на 11-й вопрос – школьное обучение лучше домашнего. Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов: Высокий – 3 правильных ответа; Средний – 2 правильных ответа; Низкий – 1 правильный ответ или 0. II. Умственное и речевое развитие (3-6 пункты протокола) 1. Мышление и речь. Уровень развития мышления и речи определяется по четырем заданиям, каждое из которых оценивается. А) Понимание грамматических конструкций. Ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю предложение. Ты внимательно послушай, а потом ответишь мне на вопрос. Договорились?» Предложение: Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу. Вопрос: Что Петя делал раньше: смотрел кино или читал книгу? Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, то предложение можно прочитать еще раз, а потом снова задать вопрос. Оценка результатов: «+» - если ребенок дал верный ответ «–» - если ребенок дал неверный ответ Б) Выполнение словесных поручений. На столе рассыпать карандаши и рядом поставить коробку от них. Ребенку дается инструкция: «Собери карандаши, сложи их в коробку и поставь на подоконник». После того, как ребенок выполнил задание, задаются вопросы: где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял? Если ребенок не понял инструкцию и не приступает к ее выполнению, то ему дается упрощенное задание: «Возьми карандаши и положи их в коробку». Соответственно, задается вопрос: где теперь лежат карандаши? Оценка результатов: «+» - если ребенок всю инструкцию выполнил верно «+-» - если выполнил упрощенную инструкцию «–» - если ребенок вообще не выполнил задание В) Изменение существительных по числу. Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени его так, чтобы получилось много предметов. Например: если один, то карандаш, а если много, то карандаши». Слова для предъявления: книга, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок. Оценка результатов: «+» - если ребенок допустил не больше двух ошибок «+-» - от трех до шести ошибок «–» - если ребенок сделал семь и более ошибок Г) Рассказ по картинкам. Перед ребенком вразброс выкладывается 4-5 картинок, связанных одним сюжетом. Инструкция предлагается следующая: «У меня есть картинки, но они перепутались. Ты сложи их по порядку и придумай по ним рассказ». Оценка результатов: «+» - если ребенок верно разложил картинки и составил по ним рассказ «+-» - если картинки разложил верно, но не рассказал по ним «–» - если ребенок неверно разложил картинки
Итоговый уровень определяется по результатам всех четырех заданий: Высокий – если четыре «+» Низкий – если четыре «-» или два «-» и два «+-» Средний – все остальные варианты III. Образные представления Способность ребенка к образным представлениям обнаруживается с помощью двух методик: А) Собирание разрезных картинок Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант) и дается инструкция: «У меня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант. Картинки должны быть размером не менее 10х15, цветные, с крупными деталями. Разрезаются они следующим образом: Сложный вариант Упрощенный вариант Оценка результатов: «+» - если ребенок выполнил сложный вариант «+-» - если выполнил упрощенный вариант «–» - если ребенок вообще не выполнил задание Б) Рисунок человека Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память человека. Рисуй так, как у тебя получится». Оценивается рисунок по трем критериям: 1) наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги, руки) 2) наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одежда) 3) способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой) Оценка результатов: «+» - если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3-х второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами «–» - 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных «+-» - все остальные варианты Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий: Высокий – если два «+» Низкий – если два «-» или один «-» и один «+-» Средний – все остальные варианты IV. Анализ образца На столе из спичек выкладывается фигурка человечка. Ребенку говорится: «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай». Своего человечка накрываем листом бумаги. После того, как ребенок закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом. При этом говорим: «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?» Если ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно, то задаем наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова? Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?» Образец: Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок: Высокий – если он сам исправил ошибки Низкий – если никак не исправляет Средний – если исправляет с помощью вопросов V. Одномоментное восприятие количества На стол выкладывается две кучки спичек: около ребенка и около себя. Инструкция: «Ты бери отсюда столько же спичек, сколько я буду брать. После этого мы спрячем спички в кулачок, а на счет раз-два-три откроем ладошки». Сначала берется одна спичка, несколько секунд показывается ребенку, и ладонь сжимается в кулак. Ребенок проделывает то же самое. Ошибки ребенка не исправляются. Таким образом ребенку предъявляются до пяти спичек вразброс без повторений. Итоговый уровень: Высокий – если ребенок способен одномоментно воспринимать 4-5 спичек Средний – если ребенок одномоментно воспринимает 3 спички Низкий – 1-2 спички VI. Мелкие движения Методика «Езда по дорожкам» Материал: 2 варианта рисунка, карандаш Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги». Вариант А Вариант Б Итоговый уровень: Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз; Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту; Средний – все остальные варианты. VII. Крупные движения Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений: 1. Пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку; 2. Встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд; 3. Ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков). Итоговый уровень: Недостаточный – 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению; 3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно. Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.
Текстовую версию с протоколом обследования можно скачать здесь