top.mail.ru МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - Документация - Школьному психологу - Каталог статей - Мир психологии
Среда, 29.03.2023, 22:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа
Поиск
Рекламный блок

Каталог статей

Главная » Статьи » Школьному психологу » Документация

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ. И. АЛТЫНСАРИНА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ
ЛАБОРАТОРИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

МОДЕЛЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АЛМАТЫ, 2001

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В некоторых странах СНГ, Великобритании, Бельгии, Голландии, Югославии, Чехословакии, Франции практическая психология занимает главное место в системе образования. В Казахстане она только крепнет и нуждается в четком определении приоритетных задач исследований.

В республике экспериментальные исследовании в области психологии развития, педагогической психологии осуществлялись в лаборатории возрастной и педагогической психологии, которая была образована в 1993 году на базе научно-исследовательской группы, работающей по теме «Поиск, обучение и воспитание одаренных детей». В настоящее время это лаборатория семейного воспитания и психологии Казахской академии образовании им. И. Алтынсарина, она имеет статус единственной в своем роде научно-исследовательской, практико-ориентированной структуры в Казахстане. Как видно из названия лаборатории, ее научная деятельность отражает специфику и область проводимых научных исследований. По существу, в Казахстане не было и нет в настоящее время такого научного коллектива, который системно и целенаправленно разрабатывал проблемы в данной области, и имел непосредственную связь с образованием.

Научная работа лаборатории связана с исследованием конкретных научных задач, а проблемы и потребности в образовательной системе многоаспектные и деятельность одного только коллектива не может их исчерпать. Тем не менее, результаты НИР позволяют говорить о том, что в КАО им. И. Алтынсарина имеется научный задел и опыт организации экспериментально-психологических исследований, образующих главные направления исследований лаборатории в области практической психологии.

Многие негативные явления современной школы, дезадаптация, низкая успеваемость учащихся, неудовлетворенность социально-психологическим климатом школы, субъектов учебно-воспитательного процесса, сопровождается достаточно распространенной проблемой для настоящего времени, взаимодействием с так называемой категорией трудных детей с "социализированными формами" антиобщественного поведения подростков и молодёжи, склонными к совершению правонарушений.

Причины такой проблемы лежат в основном в формализме, заорганизованности, нивелировании индивидуальности учащегося, формальным стимулированием деятельности - это лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики.

Известным фактом стало «выпадение» детей, в особенности дошкольного и подросткового возрастов, из условий организованного обучения и воспитания. Их все больше начинает привлекать внешкольная жизнь, появляются отвлеченные от учебы занятия и интересы, некоторые из них находят свое место в социально не одобряемых компаниях. Наблюдается эмоциональная и личностная отчуждённость школьников. Эти дети остро нуждаются в помощи психолога в разрешении подобных проблем. Однако, в современной школе, если имеет место нарушенная система взаимоотношений, то используется, как правило, в работе с «трудными» педагогами и трудными учащимися, чаще всего метод карательных санкций. Причиной таких проблем, возникающих в школьной среде, зачастую является и психологическая неграмотность самих педагогов.

Проблемы асоциального поведения, неврозов, которыми зачастую страдают дети, кроется также в неблагополучной семейной обстановке. Частые ссоры, негуманные отношения между членами семьи влияют на психическое здоровье ребенка.

В решении этих проблем значительна роль практического психолога. С помощью квалифицированного психолога могут разрешаться трудности в общении учащихся с взрослыми, детей с родителями, задачи повышения психологический подготовки учителя и психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Потребность в помощи психологов и развитие практической психологии образования в значительной степени влияет на гуманизацию всей системы образования. Деятельность Службы позволит разрешать многие проблемы, а также будет способствовать повышению эффективности педагогической деятельности учителей. Психологическая помощь играет важную роль в своевременном раскрытии и развитии способностей и склонностей детей. А также в предупреждении возможных отклонений в их психическом и личностном развитии. Наступило такое время, когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути. Как самая чувствительная часть социума - педагоги и подрастающее поколение больше других нуждаются в поддержке психолога. Вместе с психологом во все структуры образования приходят новые знания и отношения, научная диагностика, серьезные исследования и гуманные формы помощи учащимся. Все это поможет педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, повысит возможности психолого-педагогической реабилитации подростков.

Служба в целом является не только залогом предупреждения и профилактики правонарушений у подростков и молодежи, но и позволят осуществлять эффективную коррекцию нарушений, проводить специальную работу по развитию психологической и социальной адаптации к реалиям жизни. Таким образом, организация Психологической службы в образовании - актуальная проблема в системе образования.

До настоящего времени значение психологической службы в нашей республике не учитывалось. Опыт плодотворного практического влияния такой службы во многих республиках СНГ и других странах показывает необходимость развития отечественной психологической службы, направленной на охрану психического здоровья нации, профилактики отклонений в развитии и поведении личности, психологической коррекции и реабилитации детей из «группы риска».

Так, в США психологическая служба начала свою работу с 1900 года. Во Франции в 1909 году была организована первая профессиональная школьная психологическая служба. В 1951 году министерство образования Франции впервые представило описание функции школьных психологов. В 1913 году в Англии приступил к работе первый школьный психолог. Психологическая служба функционирует в Бельгии, Голландии, Югославии, Чехословакии и др.

В Эстонии психологическая служба начала действовать с 1973 года. В России достаточно давно действует школьная психологическая служба, которая согласно принятому решению Коллегии Министерства образования Российской Федерации в 1995 году переименовалась в службу практической психологии.

Анализ показывает, что Служба в каждой стране организуется по-своему, с одной стороны она определяется конкретными психологическими концепциями, с другой потребностями образования, целями воспитания и формирования личности.

Становление психологической службы в нашей республике идет стихийно. Первые школьные психологи появились в конце 80-х годов по инициативе новаторски настроенных директоров школ и интернатов. На места службы стали привлекаться работники, не имеющие базовую психологическую подготовку. В результате таких случаев страдали, прежде всего, дети, которые становились предметом экспериментальных ошибок некомпетентных лиц. Только в последнее время университеты страны в некоторой степени удовлетворяют потребность в квалифицированных кадрах, специалистах в области практической психологии.

Деятельность Службы в различных организациях образования осуществляется по-разному. Как правило, в школе работает один психолог, у которого большая нагрузка. Некоторые из них вместо исполнения своей непосредственной деятельности, работают в качестве помощника завуча и др. Такое положение службы не внушает надежды. Есть психологи, которые создают и работают по своим авторским моделям службы, либо руководствуются нормативными документами Российской психологической службы. Но имеющиеся службы психологов не организованы в одну структурную систему.

Учитывая тревожные тенденции возрастания количества подростков и юношей, совершающих правонарушения, а также детей и взрослых, остро нуждающихся в социально-психологической помощи, требуется создание развернутой структуры Психологической службы в республике, доступной каждому гражданину республики.

Необходимость создания именно Психологической службы образования, доказывается и тем, что она может решать широкий спектр проблем:

-проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности;

-оказание психологической помощи при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе и профессиональной адаптации, при выявлении причин отклонений в развитии личности;

- профилактики и коррекции отклонений, практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.

Благоприятная психологическая атмосфера, особое психологическое воздействие в учебно-воспитательном процессе позитивно влияет на полноценное психическое, личностное и интеллектуальное развитие детей и молодежи. Деятельность Службы позволяет разрешать проблемы детско-родительских отношений, учебной деятельности, способствует повышению эффективной педагогической деятельности учителей. Психологическая помощь играет важную роль в раскрытии и развитии способностей, склонностей детей, в предупреждении возможных отклонений в их психическом и личностном развитии.

Служба ставит своими основными задачами содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию, обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку, профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Во всех задачах учитываются возрастные и индивидуальные различия.

Поэтому, учитывая все то ценное и полезное, что сделано и апробировано в других странах в области практической психологии, важно создать свои научные и организационные принципы Службы, разработать и обосновать подходы к ней. В нашей Республике пока нет таких базовых психологических теорий и концепций в области практической психологии.

Лаборатория семейного воспитания и психологии на протяжении многих лет координирует стихийно функционирующую Службу, оказывает консультативно-методическую помощь практическим психологам республики. Научно-исследовательские наработки и практический опыт работы в КАО им. И. Алтынсарина позволили разработать достаточно цельную модель психологической службы и наметить ее стратегические направления, выработать основной пакет нормативной документации Службы.

В настоящем Положении о психологической службе подчеркнута основная ориентация психолога на работу с субъектами образовательной системы и вспомогательный характер ее работы с администрацией, педагогами, родителями. Подчеркивается профессиональное взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная осведомленность в вопросах педагогики и психологии на всех стадиях работы с педагогическим коллективом и отдельными ее представителями.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Психологическая служба образования (далее Служба) является структурным подразделением системы образования Казахстана, предназначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей, подростков и юношества, развития их способностей, реализации их потенций, профилактики возможных отклонений, правонарушений, а также реабилитации.

2. Структурные звенья Службы имеются в каждом образовательном учреждении Республики Казахстан (детских садах, школах разного типа, детских домах, интернатах, ссузах, вузах и др.). Основными учреждениями службы являются центры психологической службы разного уровня. В органах управления образованием разного уровня действуют отделы психологической службы образования. Центры психологической службы всех уровней включаются в перечень учреждений образования Республики Казахстан.

3. Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных и казахстанских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Республики Казахстан в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Министерства образования и науки РК, настоящим Положением, положениями и уставами соответствующих звеньев Службы.

4. Деятельность Службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджета образования регионов, а также за счет целевых выплат на создание и деятельность службы.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ

I. Задачами психологической службы образования являются:

- содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;

- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;

- профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка;

- профилактика и преодоление делинквентного (правонарушительного) и аддиктивного (ранняя алкоголизация и наркомания) поведения у детей и подростков;

- обеспечение социальной адаптации подростков и молодежи.

2. Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений:

- научно-исследовательского, изучающего закономерности социализации, психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования;

- методического, обеспечивающего прикладное использование психологических знаний в процессе обучения и воспитания, включая и другие дидактико-метотические материалы (программы развития, учебные программы, программы подготовки кадров и т.п.);

- практического, обеспечивающего непосредственную работу психолога в учреждениях образования, специальных психологических кабинетах и центрах.

Каждое из указанных направлений решает задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации.

3. Основные виды деятельности службы - психопрофилактика, психодиагностика, развитие, коррекция и консультирование.

III. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ

3.1. Структура Службы предусматривает делегирование специалистов практической психологии во все звенья управления образования, в том числе и в высший административный орган Министерство образования и науки.

3.2. Республиканский центр психологической службы образования определяет стратегию и тактику Службы. При Центре создаются стационары и полустационары различного профиля.

3.3. Республиканский центр ПСО контролирует и организует работу субъектов деятельности - областных, районных и городских служб.

3.4. Первичные звенья Службы работают в каждом образовательном учреждении: детском саду, школе, ПТУ, детском доме, школе - интернате и др.

3.5. Все звенья службы являются сетевыми учреждениями образования РК и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образованием, который обеспечивает финансовую и материально-техническую деятельность всех ее структур и оказывает ему необходимую организационно-методическую помощь.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЦЕНТРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ

1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Республиканский Центр психологической службы в образовании (далее Центр) является самостоятельным структурным подразделением Министерства образования и науки РК, предназначенным для поддержки и укрепления психического здоровья и социально-психологической адаптации подрастающего поколения, развития их способностей, склонностей и профилактики возможных отклонений в поведении.

1.2. Деятельность Центра основывается на строгом соблюдении международных, республиканских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей. В своей работе Центр руководствуется законодательными и нормативными документами РК в области образования, настоящим Положением.

1.3. Центр имеет статус республиканского учреждения и непосредственно подчиняется Министерству образования и науки.

1.4. В соответствии с целями и задачами Центр создает и организует психологическую службу на территории Республики Казахстан.

2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЦЕНТРА

2.1. Цель Центра - способствовать сохранению психического здоровья, удовлетворению образовательных интересов детей, юношества и взрослых, профилактика делинквентного (правонарушений) и аддиктивного поведения, их коррекция.

2.2. В целях психологической защиты детей, юношества и взрослых Центр осуществляет:

2.2.1. разработку научных и психолого-педагогических проблем в области образования и практической психологии, проводит мероприятия, направленные на предупреждение отклонений в развитии человека, а также реабилитацию детей из «групп риска»;

2.2.2. психолого-педагогическую помощь и социально-психологическую поддержку детям;

2.2.3. диагностико-развиваюшую, коррекционную и реабилитационную работу;

2.2.4. консультативную помощь детям и родителям;

3. Центр разрабатывает нормативную и регламентирующую документацию психологической службы образования в РК и оказывает методическую помощь.

4. Контролирует выполнение установленных Центром нормативных правил профессиональной деятельности, соблюдение профессиональной компетентности и кодекса психологической этики.

5. Центр способствует открытию кабинетов, пунктов психологической помощи, служб и советов школьных психологов на территории РК

СТРУКТУРА ЦЕНТРА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Организует деятельность по диагностике и коррекции нарушений у детей. Специалисты проводят диагностику высших психических функций, познавательной деятельности, личностной сферы ребенка. Проводит консультативную работу. Осуществляет коррекцию, направленную на компенсацию дефектов психического развития со специалистами (педагогом, дефектологом, игротерапевтом и др.). Проводит психолого-педагогический консилиум. Решает вопросы о распределении детей по группам, о «движении» каждого ребёнка внутри Центра и за его пределы, а также эффективности работы с ребенком.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Психосоматический отдел оказывает психологическую, немедикаментозную помощь детям с тяжелыми хроническими заболеваниями ( лейкоз, сахарный диабет, бронхиальная астма и др.).

ОТДЕЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Отдел оказывает психологическую помощь. Способствует оказанию различных видов социальной помощи детям. Участвует в разборе судебных дел, связанных с учащимися в качестве эксперта. Решает психологические проблемы перевоспитания подростков и юношей с устойчивыми формами делинквентного поведения и несовершеннолетних правонарушителей.

ОТДЕЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И КОРРЕКЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Проводит психопрофилактическую работу с подростками и юношами из группы «риска» (курение, ранняя алкоголизация, наркомания, токсикомания). Способствует преодолению у подростков и юношей вредных привычек. Участвует в разрешении правовых вопросах работы с несовершеннолетними алкоголиками, наркоманами и токсикоманами.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Разрабатывает и обеспечивает специалистов нормативными, учебно-методическими материалами. Оказывает экспертную и консультативную помощь в организации и деятельности психологической службы в республике, подготовку и переподготовку кадров в области практической психологии и компенсирующего обучения педагогов.

Составитель Тынышбаепа А.А., кандидат психол. наук, доцент, зав. лабораторией семейного воспитания и психологии.

т. 91-02-46 (сл.)

Категория: Документация | Добавил: Sony (18.01.2010)
Просмотров: 90965 | Теги: практическая психология, школа, КАО имени Алтынсарина, система образования, психологическая служба | Рейтинг: 3.2/4
Тэги сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Администрация сайта никоим образом не претендует на авторство размещенных материалов.
Многие материалы взяты из открытых источников: книг, статей, журналов, интенет-ресурсов.

Copyright MyCorp © 2023
Конструктор сайтов - uCoz
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования