top.mail.ru Роль психологической службы в работе с трудновоспитуемыми детьми. - Информация - Школьному психологу - Каталог статей - Мир психологии
Пятница, 18.10.2019, 02:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа
Поиск
Рекламный блок

Каталог статей

Главная » Статьи » Школьному психологу » Информация

Роль психологической службы в работе с трудновоспитуемыми детьми.
Роль психологической службы в работе с трудновоспитуемыми детьми.

В книге «Трудные школьники», вышедшей ещё в 1930 году, известный советский психолог и педагог П. П. Блонский, много сил отдавший изучению учащихся, так определил их «трудность»: «С объективной точки зрения трудный ученик такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения трудный ученик такой, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы».
Автор книги «Типы трудных детей», вышедшей в том же, 1930 году, А. И. Граборов считал, что трудные дети – одно из неоформленных педагогических понятий. Для одних – это дети неуспевающие, слабоодарённые; для других – дети с установками, чуждыми школе, или дети с резко выраженной индивидуальностью, нередко граничащей между здоровьем и болезнью.
Крупнейший советский психолог Л. С. Выготский одним из факторов трудности школьников в процессе обучения и воспитания считал трудности и аномалии переходного периода развития, или подросткового возраста. Не случайно почти все «трудные» - это подростки. Он считал, что период полового созревания как переходный от детского состояния к взрослому является наиболее критическим в истории развития человека.
Среди «трудных» Блонский выделяет следующие основные типы, или группы:
1) неуспевающие;
2) дезорганизаторы;
3) ленивые;
4) единственные дети в семье;
5) психически недоразвитые дети.
Другими словами, в основе выделения учащихся в группы находится ведущая причина, обусловившая трудность ученика.
Доктор педагогических наук, директор школы для «трудных» детей, Э. Г. Костяшкин делит всех «трудных» на группы:
1) психоневротики;
2) педагогически запущенные;
3) имеющие недостатки в умственном развитии.
Выделяют также следующие группы «трудных»:
1) положительно ориентированные, но неустойчивые;
2) старательные, но неразвитые дети, хронически отстающие от сверстников в учёбе;
3) пассивные, безынициативные, ленивые;
4) неорганизованные, несобранные, с неустойчивым вниманием, двигательно расторможенные;
5) недисциплинированные, непослушные, грубые, активные дезорганизаторы;
6) испорченные неправильным воспитанием, с трудным, неуживчивым характером;
7) импульсивные, с неустойчивым настроением, с труднопредсказуемым поведением, дисгармоничные.
Основная сфера проявления аномальности «трудных» подростков – область учения и поведения.
Некоторые авторы рассматривают трудности в обучении и воспитании с точки зрения адаптации или дезадаптации ребёнка к школе. Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка.
Р. В. Овчарова выделяет следующие виды трудновоспитуемости:
1) социально-педагогическая запущенность;
2) отклоняющееся поведение.
Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребёнка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребёнок: с одной стороны, он должен обладать социальной активностью, с другой – воспитательное окружение сдерживает его.
Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определённому уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной запущенности.
Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребёнка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Её проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т. е. собственно педагогическую трудность ребёнка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности: отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приёмами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.
Причины возникновения педагогической запущенности.
1. Для дошкольника: малый круг общения, семейные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (игра).
2. Для младшего школьника: общение с педагогом, другие школьные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (обучение).
3. Для подростка: личностно-значимые факторы: средовая адаптация, самоутверждение в процессе общения, обучения, трудности в освоении основной ведущей деятельности (труд).
Устранение педагогической запущенности.
Общие методы: создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду, школе. Устранение эмоционально-психологических перегрузок.
Специальные методы: организация успеха ребёнка в ведущей деятельности, руководство его поведением путём опоры на положительные качества, формирование его взаимоотношений со сверстниками.
Профилактика педагогической запущенности.
1. Методика руководства общением: изменение положения ребёнка в группе сверстников.
2. Методика руководства поведением: формирование индивидуального опыта поведения.
3. Методика выравнивания возможностей ребёнка: преодоление недостатков развития.
4. Методика организации ведущей деятельности: формирование интереса, умений, навыков, развитие активности.
Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И. А.). известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, входящих в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.
1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии.
2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
С. А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом:
Социальные отклонения
Корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную выгоду;
Агрессивной ориентации: направленные против личности;
Социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа
Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.
Если ситуации часто повторяются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования. Формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, деструктивно-компенсаторное или компенсаторно-иллюзорная форма поведения.
Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются различные варианты социальной дезадаптации:
Девиантное поведение

Дезадаптивное поведение:
• Аффективное,
• Депривированное,
• Аутичное,
• Суицидальное,
• Аддиктивное
В основе:
Нарушения психического и личностного развития,
Психическая депривация,
Психологический дискомфорт
Асоциальное поведение:
• Агрессивное,
• Делинквентное (противоправное),
• Криминогенное (преступное)
В основе:
Нарушения социализации,
Социально-педагогическая запущенность,
Деформации регуляции поведения,
Социальная дезадаптация,
Десоциализация

Причины, обуславливающие отклонения в поведении детей и подростков:
1) социально-педагогическая запущенность;
2) глубокий психический дискомфорт;
3) отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития;
4) отсутствие условий для самовыражения;
5) безнадзорность.
И. А. Невский и Л. С. Колесова провели экспертный опрос работников школ, в ходе которого их просили высказать своё мнение о внешних факторах риска отклоняющегося поведения детей и подростков:
1. Процессы, происходящие в обществе:
• Несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
• Безработица;
• Отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;
• Кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);
• Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
• Недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);
• Доступность табака, алкоголя, наркотиков.
2. Состояние семьи, её атмосфера:
• Неполная семья;
• Материальное положение семьи;
• Низкий социально-культурный уровень родителей;
• Отсутствие семейных традиций;
• Стиль воспитания в семье;
• Отрицание самоценности ребёнка;
• Удовлетворение потребностей детей;
• Злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.
• Попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
3. Выявление факторов риска, идущих от внутришкольной жизни:
• несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания: плохая материальная обеспеченность школы, нехватка учителей-предметников и т. д.
• Профессиональная несостоятельность части учителей, авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «учитель – ученик» и т. д.
• Внедрение новых учебных программ, переоценка ценностных ориентиров;
• Низкий уровень развития учебной мотивации детей, поступающих в школу.
Перечисленные факторы риска носят внешний, объективный характер. Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребёнка оказывают влияние внутренние факторы риска. К ним относятся:
• Ощущение собственной незначимости и ненужности;
• Низкая самооценка;
• Неуверенность в себе;
• Недостаточный самоконтроль и самодисциплина;
• Незнание или неприятие социальных норм и ценностей;
• Неумение критически мыслить и принимать адекватные решения;
• Неумение выражать свои чувства.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков требует их психологической иммунизации, т. е. обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
1) успешности учебной деятельности;
2) эмоционально положительной системы их взаимоотношений;
3) психологической защищённости.
Проведение работы предполагает разработку методов выявления подростков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализированной помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьников различных возрастов, создание для них функционально целесообразной среды, обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития личности как ведущего условия и фактора эффективной пропедевтики отклонений в её развитии и поведении.
Признаки нарушений поведения у подростков Скачать
Категория: Информация | Добавил: Sony (22.12.2009)
Просмотров: 8356 | Теги: отклоняющееся поведение, школьный психолог, школа, трудновоспитуемые дети, Психология, система образования, девиантное поведени, психологическая служба | Рейтинг: 0.0/0
Тэги сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Администрация сайта никоим образом не претендует на авторство размещенных материалов.
Многие материалы взяты из открытых источников: книг, статей, журналов, интенет-ресурсов.

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования