top.mail.ru Диагностика готовности ребёнка к школе - Психологические тесты - Школьному психологу - Каталог статей - Мир психологии
Пятница, 18.10.2019, 02:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа
Поиск
Рекламный блок

Каталог статей

Главная » Статьи » Школьному психологу » Психологические тесты

Диагностика готовности ребёнка к школе
Описание диагностических процедур и оценка их выполнения

I. Общий кругозор (пункты 1 и 2 в протоколе):
С начала обследования для установления контакта с ребенком проводится беседа, которая носит и диагностический характер. Она включает в себя 11 вопросов, из которых первые восемь направлены на выявление общего запаса знаний ребенка, а 9-11 вопросы выявляют отношение к школе:
1) Как тебя зовут?
2) Сколько тебе лет?
3) Как зовут твоих родителей?
4) Как называется город (село), где ты живешь?
5) Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
6) В какое время года на деревьях появляются листья?
7) Что остается на земле после дождя?
8) Чем отличается день от ночи?
9) Хочешь ли ты идти в школу?
10) Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
11) Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?
В протоколе рядом с номером вопроса плюсом отмечаем правильный ответ, а минусом – неправильный.
1. Ориентировка в окружающем, запас знаний:
Ответы на вопросы 1-4 оцениваем по информации родителей, ставится «+», даже если ребенок ответил в уменьшительной форме. Ответ на вопрос пять считаем правильным, если названо не менее двух домашних и двух диких животных, и они не перепутаны. Ответ на вопрос шесть считается правильным, если ребенок ответил «весной», «когда закончится зима» и т.п. Седьмой ответ будет правильным, если ребенок сказал «лужи», «грязь» и т.д. Восьмой ответ засчитывается как правильный, если ответ типа «днем светло, солнце», «ночью темно», «днем работают, а ночью спят» и т.п.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 7-8 правильных ответов;
Средний – 5-6 правильных ответов;
Низкий – 4 и меньше правильных ответов.
2. Отношение к школе:
Ответ на девятый вопрос считается правильным, если ребенок ответил положительно. 10-й ответ будет правильным, если ребенок говорит «занятия, уроки, новые знания», а неправильный, если называет «перемены, игры с детьми, новый портфель» и т.д. Правильный ответ на 11-й вопрос – школьное обучение лучше домашнего.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 3 правильных ответа;
Средний – 2 правильных ответа;
Низкий – 1 правильный ответ или 0.
II. Умственное и речевое развитие (3-6 пункты протокола)
1. Мышление и речь.
Уровень развития мышления и речи определяется по четырем заданиям, каждое из которых оценивается.
А) Понимание грамматических конструкций.
Ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю предложение. Ты внимательно послушай, а потом ответишь мне на вопрос. Договорились?»
Предложение: Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
Вопрос: Что Петя делал раньше: смотрел кино или читал книгу?
Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, то предложение можно прочитать еще раз, а потом снова задать вопрос.
Оценка результатов:
«+» - если ребенок дал верный ответ
«–» - если ребенок дал неверный ответ
Б) Выполнение словесных поручений.
На столе рассыпать карандаши и рядом поставить коробку от них. Ребенку дается инструкция: «Собери карандаши, сложи их в коробку и поставь на подоконник». После того, как ребенок выполнил задание, задаются вопросы: где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?
Если ребенок не понял инструкцию и не приступает к ее выполнению, то ему дается упрощенное задание: «Возьми карандаши и положи их в коробку». Соответственно, задается вопрос: где теперь лежат карандаши?
Оценка результатов:
«+» - если ребенок всю инструкцию выполнил верно
«+-» - если выполнил упрощенную инструкцию
«–» - если ребенок вообще не выполнил задание
В) Изменение существительных по числу.
Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени его так, чтобы получилось много предметов. Например: если один, то карандаш, а если много, то карандаши».
Слова для предъявления: книга, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.
Оценка результатов:
«+» - если ребенок допустил не больше двух ошибок
«+-» - от трех до шести ошибок
«–» - если ребенок сделал семь и более ошибок
Г) Рассказ по картинкам.
Перед ребенком вразброс выкладывается 4-5 картинок, связанных одним сюжетом. Инструкция предлагается следующая: «У меня есть картинки, но они перепутались. Ты сложи их по порядку и придумай по ним рассказ».
Оценка результатов:
«+» - если ребенок верно разложил картинки и составил по ним рассказ
«+-» - если картинки разложил верно, но не рассказал по ним
«–» - если ребенок неверно разложил картинки

Итоговый уровень определяется по результатам всех четырех заданий:
Высокий – если четыре «+»
Низкий – если четыре «-» или два «-» и два «+-»
Средний – все остальные варианты
III. Образные представления
Способность ребенка к образным представлениям обнаруживается с помощью двух методик:
А) Собирание разрезных картинок
Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант) и дается инструкция: «У меня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант.
Картинки должны быть размером не менее 10х15, цветные, с крупными деталями. Разрезаются они следующим образом:
Сложный вариант

Упрощенный вариант

Оценка результатов:
«+» - если ребенок выполнил сложный вариант
«+-» - если выполнил упрощенный вариант
«–» - если ребенок вообще не выполнил задание
Б) Рисунок человека
Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память человека. Рисуй так, как у тебя получится».
Оценивается рисунок по трем критериям:
1) наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги, руки)
2) наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одежда)
3) способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой)
Оценка результатов:
«+» - если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3-х второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами
«–» - 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных
«+-» - все остальные варианты
Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий:
Высокий – если два «+»
Низкий – если два «-» или один «-» и один «+-»
Средний – все остальные варианты
IV. Анализ образца
На столе из спичек выкладывается фигурка человечка. Ребенку говорится: «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай». Своего человечка накрываем листом бумаги.
После того, как ребенок закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом. При этом говорим: «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?» Если ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно, то задаем наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова? Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?»
Образец:

Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок:
Высокий – если он сам исправил ошибки
Низкий – если никак не исправляет
Средний – если исправляет с помощью вопросов
V. Одномоментное восприятие количества
На стол выкладывается две кучки спичек: около ребенка и около себя.
Инструкция: «Ты бери отсюда столько же спичек, сколько я буду брать. После этого мы спрячем спички в кулачок, а на счет раз-два-три откроем ладошки». Сначала берется одна спичка, несколько секунд показывается ребенку, и ладонь сжимается в кулак. Ребенок проделывает то же самое. Ошибки ребенка не исправляются. Таким образом ребенку предъявляются до пяти спичек вразброс без повторений.
Итоговый уровень:
Высокий – если ребенок способен одномоментно воспринимать 4-5 спичек
Средний – если ребенок одномоментно воспринимает 3 спички
Низкий – 1-2 спички
VI. Мелкие движения
Методика «Езда по дорожкам»
Материал: 2 варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».
Вариант А

Вариант Б

Итоговый уровень:
Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;
Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;
Средний – все остальные варианты.
VII. Крупные движения
Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:
1. Пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;
2. Встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;
3. Ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).
Итоговый уровень:
Недостаточный – 1) неровная походка;
2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению;
3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик,
удержать его или кинуть обратно.
Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.

Текстовую версию с протоколом обследования можно скачать здесь

Категория: Психологические тесты | Добавил: Sony (21.12.2009)
Просмотров: 20073 | Теги: тест, готовность к школе, школа, кругозор, диагностика, методика | Рейтинг: 1.5/2
Тэги сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Администрация сайта никоим образом не претендует на авторство размещенных материалов.
Многие материалы взяты из открытых источников: книг, статей, журналов, интенет-ресурсов.

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования